ПОЭТ СИЯЮЩЕГО СЕРДЦА. Статья Елены Жуковской

28074 64526_4539569690547_391062412_n

Семьи, города, страны и народы испытывали огромное счастье, когда один-единственный индивидуум прислушивался к Добру и Красоте… Такие люди освобождают не только себя; они освобождают разум тех, с кем встречаются.
Филон Александрийский

Поэзия Юруслана Болатова чрезвычайно многогранна, тем не менее в разных циклах его стихотворений можно выделить основной лейтмотив – стремление к Свету, Красоте, Добру. И через призму его поэзии читатель тоже может попытаться взглянуть на мир другими глазами и увидеть его преображенным: «Страну неземного Света увидел я на Земле». «Поэзии певец освобожденный – иду, сияющий, непобежденный, весь мир вокруг, как сызнова рожденный…» Поэт чувствует себя гражданином всей Земли, и потому его творчество носит поистине вселенский характер, и ему совсем не трудно взглянуть на нашу планету с космической высоты: «Как полный сокровищ корабль по синему морю плывёт, Плывёт по небесным волнам сокровище наше – Земля».
Юруслану Болатову довелось побывать во многих странах мира (Турции, Испании, Германии, Португалии, Литве, Египте, США, Чехии, Индии, Казахстане), но движим он отнюдь не жаждой странствий и приключений – «Я во Вселенной все Твои сады, О Господи, хотел бы посетить, И тем садам с Любовью возвестить О ней, о Книге Вечной Красоты…». Он постоянно устремлен туда, «где не смолкает добрых мыслей хор»; «рвусь к Свету – Наивысшей Красоте». Поэт с полным основанием именует себя: «Культуры воин удалой». И в качестве девиза его творчества можно привести следующие строки: «В моей строфе – раскинуться садам, и протянуться до иных планет, я книгу вечной Красоты создам, во всех мирах пребуду как поэт».
В своих путешествиях Юруслан стремится глубже познакомиться с культурой и духовными традициями других стран и народов, и это находит отражение в стихах. Особое место занимает в его творчестве Индия, «благочестивых женщин мать – Бхарата, планеты неизбывная отрада…» Именно здесь, в Индии, поэт обрел своего духовного Учителя, которому посвятил множество поэтических строк. Стремление поэта к Истине, Добру и Красоте, это на самом деле не что иное, как поиски Бога, составляющие истинный смысл человеческой жизни (о котором многие из наших современников, к сожалению, не подозревают). И этот поиск завершается в Индии. В одном из стихов Юруслан признавался: «Я Господа взыскую». При этом он не придерживается какой-либо конкретной религии, понимая, что Бог – Един: «Ты – с множеством имен, но сладость в них одна, я в каждое влюблен, я б все испил до дна». Неудивительно, что поэт, для которого главным в жизни всегда оставались Добро, Истина, Красота, Праведность, всей душой устремился к тому, в чьем учении он увидел отражение своих идеалов. Еще до первой поездки в Индию, лишь услышав о Сатья Саи Бабе и Его учении, поэт сразу откликается поэтическими строками: «В тени и на солнце, и в холод и в зной Объятый звенящим сознаньем – Бабой, И сидя и стоя, в речах и в молчанье Лишь имени Саи я жажду звучанья»… И вскоре за этим последовавшая встреча не разочаровала Юруслана, и тут вспоминаются строки из другого цикла: «О сердце! видишь ты воочью Возвышеннейший идеал…»
Выдающийся духовный лидер современности Бхагаван Шри Сатья Саи Баба (1926-2011 гг.) широко известен во всем мире и имеет многочисленных последователей в разных странах и на разных континентах. Однако в России его имя знакомо лишь достаточно узкому кругу духовно устремленных людей, читающих эзотерическую литературу. В книжных магазинах в отделе эзотерики почти всегда можно найти несколько книг как самого Сатья Саи Бабы, так и о Нем. Но с такой литературой знакомы немногие. Поэтому хотелось бы прежде всего подробнее рассказать об этом Учителе.
Цикл стихотворений, посвященных Сатья Саи Бабе, начинается с очень значимого четверостишья:
Пришёл на эту землю Аватар,
Как если Солнце вдруг взошло бы ночью –
Мы Истину увидели воочию,
Вдохнули мы бессмертия Нектар.
Слово Аватар в переводе с санскрита означает — воплощение Бога. В христианстве Аватаром, или Богочеловеком, принято считать Иисуса Христа и только Его, однако, согласно индуистской традиции, подобных воплощений в истории было немало, и все они происходили в критические периоды, когда человечество доходило до предела нравственного упадка. В одном из священных писаний Индии, «Бхагавад Гите», устами Господа Кришны (также относящегося к числу Аватаров) говорится: «Для защиты праведных, уничтожения зла и восстановления нравственного закона Я воплощаюсь из века в век…».
Сама идея о том, что кто-то из людей объявляет себя Божественным воплощением, с трудом воспринимается нашими современными идеологами, многие из которых до сих пор не могут разобраться, кто они – атеисты (а это стало немодным) или верующие. Поэтому, когда несколько лет назад на центральном телевидении была подготовлена программа, посвященная Сатья Саи Бабе, между участниками передачи разгорелась полемика. Кое-кто, указывая на творимые Саи Бабой чудеса, объявлял Его фокусником. Действительно, эти чудеса (включающие в себя и материализацию предметов из воздуха, и исцеление больных, и даже несколько раз имевшие место воскрешения из мертвых) поражают воображение. Однако сам Сатья Саи сравнивал их с комаром, сидящем на спине у слона, и упрекал тех, кто, заглядевшись на этого комара, не замечает слона. А чудеса Он шутливо именовал Своими визитными карточками, которые нужны современным людям. Ведь еще Христос говорил: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Иоанн. 4: 48).
Еще один аспект, вызывающий у некоторых возражения, – Его признание собственной Божественности. Однако это следует понимать, исходя из общей для большинства религий концепции о том, что в каждом человеке есть Божественное Начало, или Искра Божья. Развивая эту мысль, многие современные ученые из разных стран уже пришли к выводу о существовании Единого Вселенского Сознания, частью которого является сознание каждого человека. То, что ученые признали лишь недавно, было провозглашено еще в первых книгах человечества – Ведах, утверждавших, что запредельный непознаваемый Абсолют, именуемый Брахманом, на самом деле то же самое, что и Атман, то есть Божественное Начало в человеке (праджнанам брахма). Сам Сатья Саи в поэтической форме так характеризует Брахмана:

Сияет ярче Он, чем Солнце,
Белее, чем чистейший снег,
Неуловимый, как невидимый эфир,
Присущий всем без исключенья существам,
Нет во Вселенной ничего – один лишь Брахман.
То, или Высший Дух, присутствует в микроскопических частицах
То – пребывает в каждом, оставаясь безучастным,
То – есть Вселенское Сознание,
Оно сияньем наполняет и поддерживает все миры,
Пронизывая все, что существует в мирозданьи,
То – это Брахман, Он есть вы, Он пребывает в вас,
И вы, и Брахман, не отличны друг от друга.
Какую истину, важнее этой, могу вам сообщить,
Благочестивым людям, что сегодня собрались здесь?
Я – в Свете; Я есть Свет,
Сияет Свет во Мне; Свет – это Я.
Кто осознает это,
Поистине является он Брахманом самим,
И Брахман – это он.

Об этом же Сатья Саи говорит и в прозе: «Высшее Сознание охватывает все другие уровни сознания и является для них основой. Таков закон бытия. Познание этого Высшего закона должно стать целью для всех людей». При этом Сатья Саи никого не призывает верить в Него как в Бога. Выступая перед толпами паломников из разных стран, Он всегда подчеркивал, что не ставит своей задачей основать новую религию или обратить всех в индуизм. Религию Он рассматривал как установленную форму поклонения, в основе которой лежит стремление человека к своему Источнику, Вселенскому Сознанию, или Богу. Своих последователей разных национальностей и вероисповеданий Он призывал стать еще лучшими христианами, мусульманами, буддистами или приверженцами любой другой веры, потому что любая религия может привести к познанию Истины, которая и есть Бог. Не случайно одна из эмблем Его учения символизирует собой синтез пяти основных мировых религий. «Есть только одна раса – раса человечества, есть только один язык – язык сердца, есть только одна религия – религия любви, есть только один Бог, и Он вездесущ», – утверждал Сатья Саи Баба.
Поэт, которому изначально близки были идеи единства всех религий, откликается на слова своего Учителя такими строками: «Ты – Золотого Века Поводырь… В Тебе – Коран, и Веды, и Псалтырь, В Тебе – Единой Истины слова». О Своей миссии сам Сатья Саи говорит следующее: «Я пришел изменить строй ваших мыслей с помощью самых разных методов. Я советую, помогаю, приказываю, осуждаю, поддерживаю и всегда нахожусь рядом, как ваш самый лучший друг и благожелатель. Я делаю это для того, чтобы вы отвергли порок, вступили на духовный путь и достигли Цели».
Юруслан Болатов считает величайшей удачей, что ему довелось своими глазами увидеть Аватара нашей эпохи: «Мы знали, встреча с Ним для нас Награда, И нам казалось, мы за миг прозрели». «Ты – всё, Ты – время, вечность и мгновенье, Ты – Истина, весь – Богооткровенье».
Но оставив в стороне Божественные качества Аватара, хотелось бы остановиться и на Его общественной деятельности, масштабы которой трудно переоценить. Будучи выдающимся духовным лидером современности, призывающим людей обратить свой взор внутрь и познать Божественное Начало, пребывающее в каждом из них, Бхагаван Шри Сатья Саи Баба большое внимание уделял социальной сфере. Не случайно одним из Его известных изречений было следующее: «Руки, которые помогают, более святы, чем губы, которые молятся». Он постоянно указывал своим последователям, что осуществление высоких истин на практике важнее любых проповедей. Созданная Им в Индии Организация Служения имеет в наши дни свои представительства во многих странах мира и руководствуется принципом: «Любите всех, служите всем». Эта Организация является частью богатого наследия, оставленного Шри Сатья Саи Бабой всему человечеству вместе с Его Учением, главное в котором – возрождение нравственных ценностей. Он не просто проповедовал, но учил своим примером. Если Он призывал: «Любите всех, служите всем», то сам всю жизнь любил всех и служил всем, невзирая на касты, убеждения, расовую принадлежность, религию или национальность. И те, кому довелось, испытать на себе эту поистине космическую любовь, никогда ее не забудут. Юруслан пишет:
Я никогда ни с чем бы не сравнил
Твой взгляд, Твои глаза, Любимый Отче,
Так смотрит только Мирозданья Зодчий,
Тот, Кто во мне Любовь всегда хранил.

Или:

О музыка общения с Бабой!
Кто выразит её, какой поэт?
Её сыграть должны своей судьбой
Мы с вами, в чьей душе – Любви завет.

Заботясь прежде всего о духовном развитии человека, Сатья Саи Баба в то же время рассматривал его как существо социальное, имеющее определенные обязанности перед обществом. Есть девять основных принципов, придерживаться которых Он настоятельно рекомендовал всем своим последователям. Вот они:
Считайте священной землю, на которой вы родились, будьте патриотами своей страны, но не критикуйте и не отзывайтесь неодобрительно о других нациях и народах. Даже в мыслях и снах вы не должны причинять зло своей стране.
Одинаково уважайте все религии.
Помните, что все люди – братья, сыновья Единого Бога. Обращайтесь со всеми как с братьями. Любите всех.
Содержите в чистоте свои жилища, заботьтесь о личной гигиене и здоровье.
Занимайтесь благотворительностью, но не поощряйте нищих раздачей денег. Обеспечивайте их пищей, одеждой и кровом, помогайте им различными способами, но не поощряйте лень.
Никогда не берите и не давайте взяток. Не поощряйте коррупцию.
Не допускайте зависти и ревности, расширяйте свой кругозор и проницательность. Обращайтесь со всеми одинаково, независимо от вероисповедания, социальной и кастовой принадлежности.
Делайте все, по возможности, сами, даже если вы богаты и имеете прислугу. Служите обществу лично.
Любите Бога, развивайте эту любовь. Испытывайте отвращение к греху.
Никогда не идите против законов государства. Старательно следуйте их духу и букве.

Сатья Саи Баба не только дал миру вдохновенное Учение, позволяющее человеку духовно возвыситься, но сам, учитывая насущные потребности общества, основывал различные учреждения, призванные служить людям – школы, колледжи, университеты, больницы. Он выступил также создателем водных проектов (благодаря которым были решены проблемы с водой в самых отдаленных и труднодоступных регионах) и многих других начинаний. Вся Его деятельность была проявлением самоотверженной, бескорыстной любви к людям. Он не только создавал учреждения в сфере социального обеспечения, но также показывал, как наилучшим образом ими управлять, проявляя любовь и сострадание.
Огромный вклад внес Сатья Саи Баба и в систему образования. Предложенная им программа воспитания на основе общечеловеческих ценностей (ОЧЦ) получила широкое распространение не только в Индии, но и во многих странах мира. Вот лишь несколько примеров того, насколько успешна эта программа. В Африке, в Замбии (город Ндола) школа Сатья Саи существует уже более 10 лет, в ней проходят обучение, главным образом, дети с улицы – беспризорные и из неблагополучных семей. Школа добилась поразительных успехов, по уровню подготовки ее выпускников в 2005 году на Международном конкурсе в Париже эта школа заняла первое место.
В Таиланде преподавание по программе ОЧЦ утверждено на правительственном уровне, по ней работают более 20 тысяч учителей. Там есть также Международный Университет по подготовке учителей из других стран, организованный под эгидой ООН. Несколько школ Сатья Саи есть в Канаде. Так, школа в Торонто по уровню преподавания была оценена лучшей из 2742 школ штата Онтарио. Много подобных учебных заведений существует в Латинской Америке. В Бразилии пять школ полностью действуют по программе общечеловеческих ценностей, предложенной Сатья Саи. В Колумбии по такой программе работают более 250 учителей. Эта программа на государственном уровне принята в Таиланде, Казахстане и еще целом ряде стран.
Многое сделано и в области медицины. Первая в Индии бесплатная больница Сатья Саи была построена в его родной деревне Путтапарти в 1956 году. Позднее появились еще две сверхсовременные специализированные больницы (одна рядом с Путтапарти, вторая – в пригороде Бангалора). Также существует система «Больница на колесах», когда автобус, оснащенный всем необходимым оборудованием для проведения сложных операций, вместе с лучшими врачами выезжает в беднейшие и труднодоступные районы и там, на месте обслуживает население. Кроме того, ежегодно организуются медицинские лагеря во многих зарубежных странах, в которых принимают участие лучшие врачи из разных стран мира. Все медицинское обслуживание, в том числе сложнейшие операции осуществляются бесплатно.
Еще одно направление деятельности Организации Сатья Саи – борьба с бедностью. Саи центры оказывают помощь всем нуждающимся, выезжают в отдаленные труднодоступные регионы, помогают с обеспечением продовольствием, доставляют туда одежду, одеяла, школьные принадлежности и предметы первой необходимости. В 2007 году в Индии разработана и внедрена специальная программа обслуживания беднейших деревень. Первые такие деревни, где сразу же было налажено водоснабжение, медицинское обслуживание, построены новые школы, находились в труднодоступных районах штата Андхра-Прадеш, где местное население проживало почти в полной изоляции от окружающего мира. За три последних года число таких деревень выросло до 1300 и они – по всей Индии. Их курируют центры Сатья Саи в каждом штате. Сатья Саи видел основной духовный смысл служения в том, чтобы люди смогли осознать, что служа нуждающимся, они служат Богу. Когда мы служим Богу, то не испытываем гордости, избавляемся от себялюбия и чувства превосходства; мы не ожидаем благодарности за наше служение. Более того, мы благодарны Богу, что Он позволил нам служить Ему и принял наше приношение. Шри Сатья Саи Баба учил, что люди должны видеть Бога во всех, кому они служат. Такое служение возвышает и преображает человека.
24 апреля 2011 года Бхагаван Шри Сатья Саи Баба оставил свое тело. Эта печальная новость оказалась полной неожиданностью для большинства его почитателей во всем мире, так как сам он предсказывал свой уход в возрасте 95 лет. Однако в Индии, наряду с традиционным календарем, существует еще и лунный. Согласно расчетам индийских ученых-астрологов оказалось, что если ориентироваться на лунный календарь, то предсказание исполнилось в точности.
27 апреля 2011 года в деревне Путтапарти, штат Андхра-Прадеш, с государственными почестями при стечении сотен тысяч человек состоялась церемония прощания с самым почитаемым духовно-религиозным деятелем Индии Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой. В траурных мероприятиях участвовали члены индийского правительства, включая премьер-министра М. Сингха и главу правящего Объединенного прогрессивного альянса Соню Ганди. Правительство Индии почтило память Шри Сатья Саи Бабы, объявив национальный траур в знак признания его ценного вклада в дело духовного развития и процветания своего народа. В прежние годы многие члены правительства, включая президентов и премьер-министров, приезжали в ашрам Сатья Саи Бабы. Все они считали честью для себя находиться в Его присутствии, удостаиваться Его бесед. А принимавший участие в праздновании 80-летия Бхагавана в 2006 году, ныне покойный президент Индии Абдул Калам даже посвятил этому событию замечательные стихи:

Наш Млечный Путь сверкает светом миллионов звезд, И в центре, в окружении восьми планет, Сияет главная звезда – возлюбленное наше Солнце, По Млечному Пути оно свой совершает путь На протяженьи многих миллионов лет. И вдруг в Галактике мы слышим удивленный голос: «Взгляните, светится Божественною красотой Земля, Откуда у нее такой прекрасный свет?» И тут же ласковый и нежный слышится ответ: «Свет непростой исходит от Земли, Земля сияет светом Знанья, Истины, Служенья, Мира и Любви, Сиянье это льется из Прашанти Нилайам – На протяжении восьмидесяти последних лет Дух Величайший обитает там».
В церемонии прощания с Саи Бабой принял участие и Генеральный консул России в Южной Индии Н.А. Листопадов. Он выразил искреннее сочувствие ведущему министру Правительства штата Андхра-Прадеш, лидеру фракции ИНК в местном парламенте Гите Редди, искренней почитательнице Сатья Саи Бабы. Н.А. Листопадов сказал об особой признательности россиян Бхагавану за тёплое отношение к России и Его российским последователям. Г. Редди отметила, что почивший гуру был большим другом России. Министру также был передан текст соболезнования Посла Российской Федерации в Индии А.М. Кадакина. Ниже приводится текст этого письма:
«Индия и весь мир понесли невосполнимую утрату. Шри Сатья Саи Бабы, выдающегося духовного лидера и великого гражданина, больше нет с нами на этой земле. Его Святейшество был выдающейся личностью, воплощением духовной чистоты и культурных ценностей.
Шри Сатья Саи Баба и его бескорыстное служение стало неотъемлемой частью индийской идентичности. Он внёс огромный вклад в сохранение гражданского мира в многонациональном и многогранном индийском обществе. Индийский гуру проповедовал универсальные ценности: гуманизм, добрую волю и терпимость и призывал к взаимному уважению и доверию между людьми разных верований и традиций.
Шри Сатья Саи Баба способствовал сохранению крепких дружеских отношений между российским и индийским народами, их духовному и культурному сближению. Покойный Святослав Рерих и его жена Девика Рани были его близкими друзьями. Идеи братства, просвещения и возвышенных идеалов, которые исходили от этого выдающегося индийского святого, резонировали в сердцах и умах тысяч россиян, которые навсегда запомнят его духовное руководство, мудрость и бесконечную преданность своей стране и миру в целом. Пусть память о нём живет вечно. Вечный покой его божественной душе».

Память об Учителе навсегда остается и в памяти его учеников, к числу которых по праву причисляет себя Юруслан Болатов. Конечно, вначале известие об Его уходе из жизни болью отозвалась в сердце: «Когда оставил тело Ты, в те дни… Как будто Солнце выпало из рук…»
Но жизнь продолжается и в ней еще многое предстоит сделать. В свое время на формирование Юруслана Болатова как личности большое влияние оказало духовное наследие наших выдающихся соотечественников Николая и Елены Рерих, которых он считает удивительным явлением в русской и мировой культуре, а их деятельность – чрезвычайно важной для дальнейшего эволюционного продвижения земного человечества. Способствовать такому продвижению всеми силами стремится и Юруслан. Не ограничиваясь поэзией, он пишет статьи, выступает на радио, выезжает на всевозможные культурные форумы, как в нашей стране, так и за рубежом, участвует в различных проектах, связанных с искусством и просвещением. В основе всей его деятельности лежит одно желание – нести людям идею Добра, помочь им жить в мире и гармонично развиваться, познавая всеобщее Единство.

Sai&Roerich Sri-Satya-Sai-Abdul-Kalam
На фото: Сатья Саи Баба со Святославом Рерихом и Девикой Рани Рерих; Сатья Саи Баба и президент Индии Абдул Калам.

Литература
Болатов Ю. Аватар Саи Баба. Поэтическая книга. – Пятигорск: Вестник Кавказа, 2010, 54 с.
Болатов Ю. Аватар Саи Баба. Поэтическая книга. – Пятигорск: Вестник Кавказа, 2010, 98 с.
Болатов Ю. Жемчужины из глубин Вселенной. Стихи (1982-2013). – Нальчик: Принт-центр, 2013, 404 с.
Болатов Ю. Кавказская флейта. Стихотворения. – Москва: Учебная литература, 2003, 88 с.
Бхагавад Гита. – Ашхабад: Изд-во Академии наук Туркменской ССР, 1960, 401 с.
Мевляна: современные уроки (интервью Юруслана Болатова с Эсин Челеби Байру). – «Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни, 2012, №1, с. 22-35.
Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. – СПб.: ИД «Весь», 2002, 256 с.
Хаксли О. Вечная философия. – Москва: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997, 336 с.
Язев А. Аватар Сатья Саи Баба и Вечное Учение. – Москва: Амрита-Русь, 2005, 432 с.
THE INDIAN TIMES Magazine. 22.11.2010.
Sathya Sai speaks, vol 21. Sri Sathya Sai Books & Publications Trust
Prasanthi Nilayam, India, 286 p.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.